“Беглость в словах, значение которых малоизвестно, бессмысленна и глупа”, – отмечал Цицерон. Теоретическое знаниеявляется результатом деятельности разума, сущность которой может быть определена как свободное когнитивное творчество. В этом определении присутствует понятие «идеальный объект» А что это такое?
Смотреть что такое “ТЕОРИЯ” в других словарях:
Степина, является двухслойная конструкция – теоретическая модель и формулируемый относительно нее теоретический закон. Исходный уровень данной подсистемы образован именами объектов из предметной области Т. Выделенным объектам сопоставляются в качестве представляющих их концептуальных структур такие имена (названия, символы), которые фиксируют только онтологические гипотезы о существовании или несуществовании этих объектов. На втором уровне содержатся средства отображения в Т.
Афоризмы русских писателей со словом «теория»
Построение идеализированного объекта теории — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Например, идеализированным объектом теории в классической механике является система материальных точек, в молекулярно-кинетической теории — множество замкнутых в определённом объёме хаотически соударяющихся молекул, представляемых в виде абсолютно упругих материальных точек, и так далее. Научное знание в принципе отличалось теоретичностью с самого начала своего возникновения, так как оно связано с размышлением о содержании используемых в науке понятий и о той исследовательской деятельности, которая приводит к формированию этих понятий. При этом, однако, формы и глубина теоретического мышления могут значительно варьировать, что находит своё историческое выражение в развитии структуры теоретического знания, в формировании различных способов его внутренней организации. Если теоретическое мышление вообще, размышление над смыслом используемых понятий необходимо сопутствует всякой науке, то теория в собственном, более строгом смысле, соответствующем её пониманию в современной методологии науки, появляется на достаточно высоких этапах развития науки. В ходе дискуссий сложились два направления.
Что такое теория?
В то же время eto razvod отзывы эвристическая сила теории определяется её способностью предсказывать ещё неизвестные факты, расширяя сферу познанного. Таким образом, будучи построенной, теория одновременно выступает и в функции объяснения, и в функции предсказания, которые тесно связаны друг с другом. Подобная относительная самостоятельность теоретического исследования образует важное преимущество мышления на уровне теории, так как даёт ему богатые эвристические возможности.
Но реальное функционирование и развитие теории в науке осуществляется в органическом единстве с эмпирическим исследованием. Теория выступает как реальное знание о мире только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию. Современная методология науки отвергает упрощённые представления об оправдании теории в духе верификационизма или, напротив, однозначного её опровержения в духе фальсификационизма. Однако она не отбрасывает идею оценки теории по её объяснительно-предсказательным возможностям по отношению к эмпирии. Как подтверждение теории отдельными эмпирическими примерами не может служить безоговорочным свидетельством в её пользу, так и противоречие теории отдельным фактам не есть достаточное основание для отказа от неё.
Преобладал “стандартный подход”, согласно которому в качестве исходной единицы анализа (клеточки) выбиралась Т. Позднее выяснилось, что процессы функционирования, развития и трансформации Т. Не могут быть адекватно описаны, если отвлечься от их взаимодействия. Выяснилось также, что эмпирическое исследование сложным образом переплетено с развитием Т., и невозможно представить проверку Т. Фактами, не учитывая предшествующего влияния Т. С опытом есть проблема взаимоотношений с эмпирией системы Т., образующих научную дисциплину, которая должна выступать в качестве единицы методологического анализа.
При теоретических рассуждениях (в том числе при разъяснении или усвоении теории) недопустимо истолковывать термины, пользуясь бытовыми значениями слова или значениями иноязычных корней, от которых оно образовано. Значение термина в науке не всегда идентично значению того же слова в повседневной жизни, оно обозначает только то конкретное понятие, которое оговаривается в определении. Одним и тем же термином в разных теориях могут обозначаться разные понятия, а, следовательно, разные стороны разных сущностей. Г) создать гипотетические модели, соответствующие выбранной концепции; д) проверить истинность этих моделей, т.е. Привести определенные доказательства того, что эти модели адекватно отражают познаваемый объект; е) сформулировать утверждения теории в терминах избранного языка; ж) проверить их на повторяемость и независимость, отобрать те из них, которые могут быть основой для вывода других.
Понятие теории
Универсальность теории как высшей формы организации знания постоянно ставилась под вопрос в гуманитарном знании, начиная с неокантианства. В этой связи обсуждались такие формы его организации, как типологизация, идеальные и конструктивные типы и другие. В более мягких версиях критики предлагалось снятие наиболее строгих требований, предъявляемых к теории любого рода, а сама она фактически приобретала вид научной концепции, как задающей видение, логику и средства (концепты) описания той или иной исследуемой области. (В традиции аналитической философии близких взглядов придерживается С. Тулмин, рассматривающий науку как совокупность эволюционизирующих популяций понятий и объяснительных процедур.) Существенным в этом отношении было и формулирование тезиса о принципиальной мультипарадигмальности (плюралистичное) гуманитарных дисциплин. Высшее образование,естественно, характеризуется высшей ступенью мышления.
1) Логико-лингвистическая подсистема Т. Она включает алфавиты и словари, совокупность понятий (терминосистему), семейство языков данной Т. Указанные компоненты содержат правила синтаксиса (нормы построения правильных языковых выражений), правила вывода и интерпретации и др. В явном виде они присутствуют только в полностью аксиоматизированных Т., для которых задана хотя бы одна интерпретация. Это недопустимо не только в естественных или социальных науках, но и в математике.
В «чистых» науках теория — произвольная совокупность предложений некоторого искусственного языка, характеризующегося точными правилами построения выражений и их пониманияисточник не указан 398 дней. Определение сущности на теоретическом уровне заключается в том, чтобы в однородных, но качественно различных элементах и процессах найти их общее начало – установить путь перехода от конкретного к абстрактному. Есть такое выражение, что мышление начинается там, где не хватает знаний. Верно потому, что мышление – творческий процесс поиска.
Неверно потому, что не может быть поиска на пустом месте. Поиск проводится в определенной среде, в которой есть, что искать. Разработка рациональных способов контроля за качеством усвоения и умением применять свои знания в учебной, научной и практической деятельности. Отражение в учебном процессе все возрастающей роли науки в развитии общества и материального производства. От высшей школы теперь требуется многое, и прежде всего решений некоторых научно-педагогических, методических и даже организационных задач. Теория – это система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности.
В логике (см. Логика) под теорией понимается концептуальный класс элементарных высказываний, описывающих явления и свойства определённой исследуемой области, а также способ выбора подкласса истинных высказываний (теорем) из числа высказываний, сформулированных на языке данной теории. В самом общем виде теория рассматривается как множество утверждений, замкнутых относительно выводимости, задающей способ выбора теорем (такое понятие теории было введено А. Тарским в 30-е годы XX века). Диалектические категории «сущность» и «явление» и их связи для учебного процесса высшей школы являются методологической основой оценки системы обучения и ее компонентов. Теория обучения в высшей школе как система исходных положений и направляющих идей ставит своей целью изучение закономерностей, принципов, концепций, гипотез и средств формирования специалистов высшей квалификации. Научная теория обучения позволяет видеть развитие учебного процесса, анализировать связи обучения с наукой, техникой, культурой, производством и социальными отношениями. Именно эти вопросы и рассматриваются в данном пособии.
- Г) создать гипотетические модели, соответствующие выбранной концепции; д) проверить истинность этих моделей, т.е.
- Элементарной теорией, или теорией первого порядка, в логике называется теория такая, что её языком является язык первого порядка, аксиомами формальной системы являются логические аксиомы и некоторые другие аксиомы, называемые нелогическими аксиомами, призванные описать специфические свойства объектов предметной области.
- Но реальное функционирование и развитие теории в науке осуществляется в органическом единстве с эмпирическим исследованием.
- В «чистых» науках теория — произвольная совокупность предложений некоторого искусственного языка, характеризующегося точными правилами построения выражений и их пониманияисточник не указан 398 дней.
- В этом определении присутствует понятие «идеальный объект» А что это такое?
Многообразию форм идеализации (и, соответственно, типов идеализированных объектов) соответствует и многообразие видов теории. В теории описательного типа, решающей главным образом задачи описания и упорядочения обычно весьма обширного эмпирического материала, построение идеализированного объекта фактически сводится к вычленению исходной схемы понятий. В современных математизированных теориях идеализированный объект выступает обычно в виде математической модели или совокупности таких моделей. В дедуктивных теоретических системах построение идеализированного объекта по существу совпадает с построением исходного теоретического базиса.
Для теории обучения высшей школы рассмотрение диалектической сущности мышления представляет поэтому не столько познавательный интерес, сколько методологическую основу анализа и направления мыслительной деятельности студентов. 2) Модельно-репрезентативная подсистема Т. Модель – это способ представления предметной области в Т. Своеобразной клеточкой организации теоретических знаний, по мнению В.