Теория это, определение слова, понятие Что такое Теория, значение, словарь, энциклопедия

В реальном познании происходит не рациональный выбор теории, а изменение психологии научного сообщества, которое Кун охарактеризовал в терминах «переключения гештальта». В российской философии науки было показано, что реализующаяся в реальном научном познании процедура выбора может быть реконструирована рационально, так как существуют парадигмально независимые критерии оценки теорий. Во-первых, в теоретически нагруженных экспериментальных результатах существует слой эмпирического знания, который, не будучи свободным от теоретических привнесений, тем не менее является теоретически нейтральным по отношению к конкурирующим теориям (первичные экспериментальные результаты). Во-вторых, несмотря на действительную историческую изменчивость методологических критериев оценки теорий, в них есть некоторое кросс-парадигмальное содержание, остающееся относительно неизменным, несмотря на смены парадигм; оно может выступать в качестве вспомогательной основы для объективной оценки теорий. В науке (см. Наука) теория представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость её содержания из некоторой совокупности утверждений и понятий — исходного базиса теории.

См. также

Большинство теоретических схем конструируются не путем схематизации опыта, а методом трансляции абстрактных объектов, заимствованных из ранее сложившихся областей знания и погруженных в новый эмпирический материал. В этом процессе построения гипотетических моделей картина мира выполняет функцию исследовательской программы, обеспечивающей постановку теоретических задач и выбор средств их решения. Позднее начинается стадия обоснования построенной модели. Первичные (частные) схемы играют важную роль.

Вывод из фундаментальных уравнений Т. Конструктивное обоснование гипотезы приводит к постепенной перестройке первоначальных вариантов теоретической схемы до тех пор, пока она не будет адаптирована к соответствующему эмпирическому материалу. Перестроенная и обоснованная опытом теоретическая схема затем вновь сопоставляется с картиной мира, что приводит к уточнению и развитию последней.

  • При рассмотрении основных положений теории обучения весьма существенная роль была отведена методологической их обоснованности.
  • Однако название «Педагогика высшей школы» достаточно укоренилось, так же как и название ее основной составной части — теории обу­чения в высшей школе, которой и посвящается содержание данной лекции нашего курса.
  • Многообразию форм идеализации (и, соответственно, типов идеализированных объектов) соответствует и многообразие видов теории.
  • Представители аналитической философии в качестве критерия выбора указывают на простоту, под которой понимается некий обобщённый внеэмпирический критерий.
  • В российской философии науки предполагается, что оценка и отбор одной из теорий в подобном случае осуществляется на основе ряда методологических соображений, в том числе сравнительной простоты теорий, принципов соответствия, принципиальной наблюдаемости и так далее.
  • Все эти положения, несомненно, являются важнейшими и необходимыми для обоснования теории обучения высшей школы, однако настоятельно требующими рассмотрения ряда их следствий, также дополнительного включения областей диалектики, относящихся к методологии науки.

Эволюция теории

“Теории – это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем “миром”, для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки сетей все более мелкими” (К. Поппер). Системная природа теоретического знания проявляется также в тех функциях, которые реализует Т. Теория (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.

Сколемом и др., свидетельствуют о том, что математическую реальность невозможно однозначно включить в аксиоматические системы. Исследованием логико-лингвистической подсистемы Т. “стандартный подход”, вдохновлявшийся идеями логического позитивизма. Процесс обучения постоянно и неразрывно связан с мыслительной деятельностью обучающихся, – и все закономерное и случайное, объяснимое и необъяснимое в учебном познании в значительной мере требует рассмотрения с позиций разума (мышления).

Цитаты из русской классики со словом «теория»

Теоретические законы в концентрированной форме выражают информацию, полученную в ходе эмпирического исследования. Не сводится ни к сумме фактов, ни к совокупности эмпирических законов, она содержит дополнительную, избыточную информацию, которая возникает благодаря творческой деятельности мышления и воображения теоретиков – очень часто “уравнения умнее их создателей”. Познание сущности – сложный процесс, с определенными закономерностями развития. Объект изучения вначале оценивается эмпирически, но с достаточной широтой и глубиной (включая структуру и связь элементов).

В наиболее широком контексте речь идёт о месте insider forex отзывы теорий в системе культуры в целом, об их роли в описаниях и самоописаниях последней. В этом русле содержание термина «теория» максимально расширяется вплоть до обсуждения теоретической компоненты и способов её оформления в познавательных практиках того или иного типа культуры. В результате понятие «теория» соподчиняется с понятиями (или даже заменяется ими) исследовательской программы (термин конституирован И. Лакатосом), как презентирующей те или иные исследовательские стратегии, или парадигмы (термин конституирован Т. Куном), как презентирующей те или иные видения исследуемой реальности. При всей плодотворности формализации и аксиоматизации теоретического знания нельзя не учитывать, что реальный процесс конструктивного развития теории, ориентируемый задачами охвата нового эмпирического материала, не укладывается в рамки формально-дедуктивного представления о развёртывании теории. Соответственно при таком подходе теория уже не рассматривается как «закрытая» неподвижная система. В классической науке теория в идеале должна представлять собой непротиворечивую систему её законов и презентировать основной категориально-понятийный аппарат её описания (понимания, истолкования, интерпретации, объяснения и прогнозирования, при акцентуализации последних двух процедур).

Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы 1. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений.

Это связано с включением в состав теории новых допущений, с построением более содержательных идеализированных объектов. В итоге конкретизация исходной теории приводит её к развитию в систему взаимосвязанных теорий, объединяемых лежащим в их основании идеализированным объектом. Именно это развитие содержания теории ставит определённые пределы возможной логической формализации процессов её построения.

Тарский в 1936 году, класс элементарных теорий, сформулированных на одном и том же языке на базе классической логики, образует относительно этих операций брауэрову алгебру. Челяковский в 1983 году распространил этот результат на случай конечно-аксиоматизируемых теорий на базе широкого класса так называемых финитарно протоалгебраических логик. Класс конечно-аксиоматизируемых теорий на базе классической логики образует булеву алгебру.

Однако название «Педагогика высшей школы» достаточно укоренилось, так же как и название ее основной составной части — теории обу­чения в высшей школе, которой и посвящается содержание данной лекции нашего курса. Обычно считают, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). На самом деле взаимоотношение «теория — эксперимент» более сложное. Поскольку теория уже отражает объективные явления, ранее проверенные экспериментом, то нельзя делать подобные выводы. В то же время поскольку теория строится на основе законов логики, то возможны заключения о явлениях, не установленных ранними экспериментами, которые и проверяются практикой. Однако, эти выводы необходимо уже называть гипотезой, объективность которой, то есть перевод этой гипотезы в ранг теории, и доказывается экспериментом.

При рассмотрении основных положений теории обучения весьма существенная роль была отведена методологической их обоснованности. Изучение теории познания применительно к обучению позволяет глубже и более системно понимать сущность учебного процесса и законы его развития. Научная теория – это логически организованное множество высказываний (умозаключений) о каком-то классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Это философское определение теории.

SHARE NOW
As a trailblazing leader in medical billing solutions, Physicians Revenue Group distinguishes itself by specializing in outsource billing services within the healthcare sector. At the core of our mission is the optimization of billing processes, ensuring not only maximum revenue but also unwavering financial stability for our clients.

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *